С тяжелым сердцем приступаю я к последним строкам этих воспоминаний,
повествующих о необыкновенных талантах моего друга Шерлока Холмса.
В бессвязной и -- я сам это чувствую -- в совершенно неподходящей манере я
пытался рассказать об удивительных приключениях, которые мне довелось
пережить бок о бок с ним
повествующих о необыкновенных талантах моего друга Шерлока Холмса.
В бессвязной и -- я сам это чувствую -- в совершенно неподходящей манере я
пытался рассказать об удивительных приключениях, которые мне довелось
пережить бок о бок с ним
Все пишут такие красивые, умные отзывы, а я как обычно не могу двух слов связать. Конечно мне понравилась серия, а как же иначе?! Ведь она была такая стройная и логичная, ведь она была такая безудержная и эмоциональная.
>>>>>О Джоне и Шерлоке писать не буду, им просто не нужны слова.
Лучше я напишу о Мориарти, который мне внезапно очень понравился неоднозначностью и своеобразной завершенностью.
Я очень не люблю беспричинные поступки и отсутствие внутренней логики персонажей. И хотя, как известно, сердцу не прикажешь, и у любви и у ненависти всегда есть какие-то предпосылки. Поэтому я так не люблю безумных злодеев. Многие авторы слишком злоупотребляют отговоркой "он сумасшедший, не пытайтесь его понять", но и у безумных людей есть своя логика и задача хорошего автора да нас ее донести.
Почти на протяжении всего межсезонья я не понимала его и недолюбливала Джима. Но после долгого перерыва я пересмотрела "большую игру" и вдруг меня осенило "так тут же личные счеты" причем очень личные счеты. Первые серии второго сезона во всем подтвердили мою догадку и я жаждала понять в чем истоки. Как Шерлок так умудрился запасть в душу ему, такая безудержной ненависти либо нужны годы, либо очень сильный толчок.
Мне очень согласна теория о зависти undel. Но мне хочется для себя выстроить цепочку событий. А все ведь началось тогда со смерти талантливого паренька по имени Карл Пауерс, который так хорошо умел плавать. Удивительное, но от того и такое реальное, совпадение, что первой загадкой будущего гениального детектива Шерлока Холмса стало первое убийство будущего гениального преступника Джима Мориарти. Именно тогда Джим и заметил Шерлока, единственного, кто понял, кто возможно смог бы оценить все изящество и всю иронию. Думаю, уже с того момента Джим начал интересоваться Холмсом. А Холмс тем временем вел довольно обычную, хотя и беспорядочную жизнь. Он был из хорошей семьи (в отличие от самого Джима), но отношений с ними демонстративно не поддерживал, близких у него не было, он убивал время за химическими опытами, увлекался наркотиками. Мне кажется, что та упорядоченная жизнь детектива-консультанта у миссис Хадсон со сговорчивым Лейстрейдом и влюбленной Молли у него наладилась не за долго время до начала сериала. Возможно это обманчивое впечатление, но мне упорно видится, что все главные действующие лица в начале сериала знакомы друг с другом, но еще не знают друг друга. Молли, например, еще пытается пригласить Шерлока на кофе, хотя понятное дело, что ей нужно было время на то, чтобы решится, но вряд ли так уж много.
И вот на протяжении многих лет Джим видел, как единственный, кто возможно равен ему по интеллекту несчастен (и пусть он утверждает, что не знает эмоций, не обязательно осознавать свое несчастье, чтобы быть несчастным), как занимается уничтожением себя и своей жизни. А значит и его, Джима, собственная неудовлетворенность естественна. А потом Шерлок находит свое место в жизни... И Джим начинает сомневаться, если он, тот доморощенный гений, может быть счастливым, гений ли он на самом деле или тогда ему просто повезло. Начинается большая игра, которая связывает и засасывает Мориарти настолько, что Шерлок становится его навязчивой идеей.
А еще мне очень хочется порассуждать о Молли. Она мне нравилась с ее первого появления на экране.Обычно я не люблю невзрачных героев, которых конечно же прекрасная душа, которую обязательно разглядит тот самый прекрасный принц (или принцесса). Но Молли мне понравилась с ее первого появления на экране и каждый раз, когда Шерлок хамил ей, мне просто хотелось врезать ему. Но Молли в последней серии была по-настоящему прекрасна. Она наконец-то смирилась с тем, что с Шерлоком у нее никогда ничего не будет, она приняла это, она уже даже почти не жалуется. Но она все равно любит его. И в конце... конечно она только помогла ему с инсценировкой, но в момент этого "what do you need?!", когда он наконец-то захотел увидеть в ней человека, между ними проскочила искорка.
caps (с)
история Джона УотсонаПишет Captain J.:
из личных самокопаний вывела для себя истину - главная заслуга создателей Шерлока не в гениальной постановке кадров, отличном сценарии и удачном кастинге, хотя обо всем этом нельзя не вспоминать, и спасибо им за это
главное, что на фоне двух главных типажей, пользующихся спросом у публики последних лет 10 - гениальный одиночка и обаятельный преступник - они вернули популярность старому доброму Честному Герою. brain is the new sexy заявляется в первой серии, а в третьей опровергается. простой, честный, храбрый и очень человечный капитан Джон Уотсон кладет обоих, и Джима, и Шерлока, на лопатки и напоминает о том, что самая первая серия началась с него, что он - главный герой всего происходящего, так вовремя отступающий всякий раз, когда Шерлоку хочется покрасоваться. но в конце концов мы остаемся там же, где были в начале первого сезона - рядом с очень хорошим человеком, которого жизнь поломала так, что мало не покажется. которого хочется просто взять за руку и не отпускать. и это то, за что я люблю Шерлока бибиси больше Шерлока дойла - потому что история Джона Уотсона на самом деле сложнее и тяжелее истории Шерлока Холмса.
Шерлок. История о грехах.Пишет undel:
Шерлок. История о грехах.
Я опять о финальной серии. Кажется, я, наконец, могу о ней говорить.
Это история о грехах. Далее спойлеры и имхо, имхо, имхо - о Шерлоке, Майкрофте и Мориарти.
читать дальшеГрех Мориарти - зависть. Зависть, целиком поработившая его на самом деле незаурядную личность и мощный ум. Это не просто безумие, это безумная черная зависть. Из всех чувств - самое разрушительное, потому что оно не лечится собственными достижениями. Это как растущая внутри черная дыра - что бы ты ей ни скормил, она только растет. Зависть, рожденная из комплекса неполноценности. Как в том анекдоте: что бы ты сейчас ни делал, в детстве-то велосипеда все равно не было. Сдается мне, это чувство копилось в Джиме еще до встречи с Шерлоком (боюсь, Карл Пауэрс утонул только потому, что хорошо плавал; смотрите, какая ирония - был знаменит тем, что хорошо плавал, и утонул, ха-ха) но в Шерлоке он нашел идеальный объект.
Хотя бы потому, что Шерлок по многим показателям был как он. Но просто более цельный, уверенный в себе, довольный собой?
У классического Мориарти был повод для мести. Шерлок серьезно вредил ему в делах, уничтожил его преступную сеть, довел его до необходимости скрываться от властей. Здесь же ничего этого нет. Соперничество начал Джим. С самого начала.
Дело не в помехах в работе - чем этот Шерлок изначально мешал Джиму? Джим первым обратил на себя внимание. И обострял ситуацию любыми способами. Вызывал на игру.
А потом... Смотрите, после всего, что было, Шерлок не стал искать его дальше. У него нашлись дела интереснее Джима Мориарти! Разве это можно простить? Невнимание - худшее, что он мог сделать.
Трагедия Джима в том, что он уверен, что он средний человек. Он, объективно гений и психопат, видел в зеркале каждый раз среднего человека. Даже одевшись в Вествуд (социально трогательный момент, когда человек упоминает именную марку - да, это шутка, но в каждой шутке есть доля правды, он нарядился и гордится этим). "Я оставил мой номер, а ты не позвонил. Я произвел такое слабое впечатление". Дело не в слэше, бога ради. Но Джиму необходимо производить впечатление. На других, потому что он не может произвести впечатление на себя. Раз за разом, изо всех сил, давно за гранью большой психиатрии, не быть заурядным.
Не смей меня не замечать! Когда ты меня не замечаешь, меня нет.
Если брать по достижениям, Мориарти добился большего. Сравнить нельзя. У него деньги, могучие связи, авторитет в международном преступном мире. У Шерлока съемная квартира на паях, вечное детство и трое друзей. Чему? Тут? Завидовать?
Но зависть - она и только она - все твое превращает в труху.
Добила же - как ни смешно - газетная слава Шерлока.
И что мы видим? Джима в мантии и короне на королевском троне. Джим на всех первых полосах, каждый его шаг фотографируется. Вот он, новая звезда прессы. Но ему и этого мало!
Не было кода. Не было у этой акции иного, практического, смысла. Все было изначально центрировано на Шерлоке. Идея-фикс.
Трагедия завидующих людей в том, что они не хотят такое же. Они хотят отобрать. Они хотят лишить.
Классический Мориарти хотел убить Шерлока. Джим хочет его уничтожить - как бы это сказать, во времени и пространстве. Он мог тысячу раз убить его физически. Но ему надо другое. Разрушение Шерлока. Его падение. Чтобы он перестал быть тем, кто он есть, всюду и всегда. Лишить Шерлока - нет, не друзей, а чего-то более главного, принципиального, стрежня личности - лишить Шерлока самого Шерлока.
Опрокинув, победив Шерлока, ты можешь стать над кем-то, кого ты сам признал незаурядным. А если ты над ним, то по простой логике, ты лучше. Появится хоть какое-то доказательство, которое ты сможешь предъявить своему отражению. А отражение все равно будет каждый раз говорить: ты ничто. Потому что дело не в доказательствах, а в черной дыре. А дыра внутри. И она будет только расти, даже если он скормит ей всю жизнь Шерлока. И Джим уже на крыше это предчувствует. Холлоу Джим.
Есть известная правильность в том, что он стреляет себе в голову. Прах к праху, дыра к дыре.
Грех Шерлока - гордыня. И он смог через нее перешагнуть. Все, чем он так гордился - свой ум, талант, все его достижения - все это он согласился признать ложным. Лишь бы спасти то, что оказалось по-настоящему важным: три жизни.
В чем-то это момент инициации: прежний Шерлок действительно умер.
Шерлок смог преодолеть свой главный грех. Мориарти - нет.
А теперь об особенно интересном персонаже этой истории - Майкрофте Холмсе.
Как объяснить его поведение?
Это тоже история о гордыне - этот грех у них семейный - но это другая гордыня. Гордыня профессионала.
Тут будет два эпиграфа:
- И ты воскликнешь: "Как глупо!" (Адская машина. Жан Кокто)
- На всякого мудреца довольно простоты
Шерлок - детектив-любитель. А Майкрофт - теневой политик-профессионал. Достигший на этом поприще всего, что только можно достичь. Подменяющий на этом поприще британское правительство. Такой умный. Такой знающий. Такой безошибочный. Как там говорится? "В упоении гордого ума своего". И вот эта гордыня была наказана самым гениальным и жестоким способом: Майкрофт сам себя перемудрил.
Майкрофт занимается серьезными делами. Он склонен всюду видеть большую игру и обычно ее находит - хотя бы потому, что это его работа. Политика, террористы, борьба разведок и контрразведок - это то, с чем он обычно сталкивается. Это то, что он обнаружил и тут.
Дано: Джим Мориарти с его связями и недавней памятной историей с боингом.
Майкрофт его задерживает, допрашивает и, убедившись, что схватил пустышку, решает, что Джим не организатор, а всего лишь исполнитель. И решил узнать, кто за ним стоит. Это паттерн. Схема. Если Джим не игрок, то он фигура, и кто-то играет его. И наш умный профессиональный Майкрофт хочет знать, кто.
И отпускает - как в полиции иногда отпускают более мелких преступников, чтобы те привели к более крупному.
Что же касается информации о Шерлоке. Да, он хотел разговорить Мориарти, да, при помощи этой информации (подозреваю, ни о чем другом Мораиарти разговаривать не соглашался). Но. В этой информации не было ничего опасного для Шерлока. В той большой, возможно политической игре, которую подозревал Майкрофт, эта информация тридцать раз никому не была бы нужна. Хотя бы потому, что Шерлок никто. Он живет частной жизнью, он вообще не фигура.
Это даже компроматом не было, потому что на Шерлока нет компромата. Просто частные сведения - из тех, которые Джон Ватсон мог бы напечатать в своем журнале, да вот пока не напечатал. Частная жизнь. А в частной жизни Шерлок всегда мог себя защитить.
Майкрофт просчитался. Как Шерлок, который увидел код там, где его нет.
Он поверить не мог, что дело в его брате. Изначально. Целиком. Что в этом не было ни политического смысла, ни даже большой наживы, а была просто идея-фикс.
Сложно поверить в чужое безумие, когда ты настолько разумен и настолько профессионален. Когда видишь игру и планы там, где цели ставит психопатия.
Я не верю, что Майкрофт мог бы сознательно поставить Шерлока под удар, не говоря уже о том, чтобы пожертвовать им. Да и ради чего? Кода не было. Майкрофт недооценил Джима. А что хуже - он не понял его. Истинный характер угрозы, направление удара.
Это как беречь ребенка от чего-то большого и взрослого - покушений, похищений, подстроенных аварий, расставлять всюду своих людей, проверять досье всего школьного персонала, вплоть до уборщиц, - чтобы в итоге его во дворе толкнул в канализационный люк маленький завида, товарищ по играм.
Майкрофт понял, что происходит, только когда это неостановимо начало происходить.
Он растерян как шахматист, которого обыграли в фантики. Как глупо!